вторник, 20 ноября 2012 г.

Всегда вместе.

Все делаем с Яном вместе. Чем больше внимания и времени я сегодня уделю совместному, тем самостоятельнее он это повторит завтра. У Гиппенрейтер вчера это прочла, но еще ранее имела удовольствие пронаблюдать это  правило в действии. И продолжаю наблюдать.
А началось все с рисования машинок.

- Мама, давай рисовать машинки!-слышала я изо дня в день. Это означало, что я рисую контур разных машин (полуфабрикат), а Ян дорисовывает колеса, фары, окна. Лист заполняется под завязку, живого места на нем нет, а вечером все может повториться. И так много дней..у нас появились стопки "машинок".





На любом обрывке мы рисовали машинки, я подстроилась под это дело и читала книги параллельно. Им тоже доставалось))
Потом мы лепили машинки из пластилина, пластика, зубочисток и колес (нарезанная винная пробка)-колеса даже крутятся! Дала отрезанную палочку-получился танк. Полуфабрикаты-волшебная вещь.


Потом лепили аппликацию под это дело. Опять полуфабрикат.
А потом ребенка прорвало и он начал рисовать сам, практически без остановки и все подряд. Рисуем каждый день, альбом за альбомом, стопка за стопкой всем, что под руку попадется. Особенно любит (как и многие дети) знаки/символы/схемы. Может выпрыгнуть из-за обеденного стола с криком: "Я сейчас это нарисую!"
Начал писать буквы и составлять слова (3.9 лет). Тоже благодаря машинкам. Я просто как-то подписала один грузовик "ХЛЕБ" и поехало: ХЛЕБ, ВОДА, БЕТОН, ДЕТИ, ОГОНЬ, ЯН, МАМА, ПАПА, БАБА ВАЛЯ, СОК...Я диктую по буквам - он пишет, что-то подсказываю, повторяю. Он еще не научился ЧИТАТЬ по буквам, но научился запоминать написание слов наизусть-сам пишет ХЛЕБ и своим именем подписывает рисунки)) Никакой методики, объясняю то, чем заинтересован ребенок на данный момент, просто он просит: "Мама, научи меня писать "СОК"!". И я учу.
Ниже привела рисунки до прорыва, но тоже мне нравятся. Уже не каляки-маляки. Это луноходы если что)) с колесами. Ведет линию плавно, не отрывая фломастера от листа. Это говорит об уверенности, без "штришочков". Пишу пост из деревни фотика нет, не могу показать нынешние.


 Здесь совместное творчество про все подряд. Ночной город, месяц, Марс, марсоход, самолет, спутник, туча, дождь, антенны и даже Зоки и Бада))

Пока ребенок рисует тоже можно руку размять. Это глупый мышонок из "Сказки о глупом мышонке".

Пошли в детскую студию рисунка, но тамошнее творчество меня почему-то не радует, вот:
На одном занятии дети рисуют фон, на следующем клеят бумажные комочки.  Полуфабрикаты, да, как и у меня. Но у всех все одинаково получается, да и само понятие ФОНА еще рановато, в 3-4 года фон еще не занимает ребенка, у него все висит в воздухе и это нормально. Он пока рисует по-другому, в другой системе координат.
"Несвоевременное обучение мастерству-серьезная преграда для творчества"-говорит нам Е. Макарова.
"Несвоевременное обучение грамматике окончательно угробливает изучение языков." -вторит ей Е. П. Эфроимсон.
"Посильная" задача сделает из него ремесленника. Творец же бьется над решением "непосильных" задач. (с) Опять Е. Макарова заставляет меня задуматься...

Перечитала пост. Для чего все эти мысли вслух? Может они помогут и вам по-другому взглянуть на рисунки ребенка, обозначить для себя невидимую линию между "ремеслом" и "творчеством". По моему скромному мнению, творчество невозможно без ремесла (а наоборот бывает), но надо вовремя почувствовать (скорее всего ребенок сам вас отстранит), когда отойти в сторону. 
Пишу неоригинальные вещи, но как часто мы слышим, мол мой рисует одни круги/одни машинки/одних красавиц/одни пистолеты (нужное подчеркнуть), а я вам скажу, пусть рисует, если ему это нравится, если он сосредоточен и внимателен, а вам остается только быть мудрым родителем и чуть поднаправить, когда ваш ремесленник в тупике: А машинка куда едет? По дороге или мосту? А у машинки есть фары? А водитель? А у красавицы есть любимая собачка? А дворец? А машинки строят дом или дорогу? Это не звучит как задание, ребенок сам решает быть или не быть и учиться развивать рисунок (читай мысль, сюжет), расширяет интересы, навыки.

Фу, чет я нравоучаю тут, а не хотелось. 
Чем еще занимаемся? Всем подряд. 
Сходили в сотый раз на местную выставку-продажу экзотических животных (для местных: "Тропики", что на главпочтамте), а там сороконожек привезли! Кладут ребенку на руку, она сначала боится и свернувшись лежит, потом потихоньку двигает усиками и разворачивается. У Яна теперь период сороконожек из всего подряд: глина, пластилин, любое мое тесто сразу превращает в стадо сороконожек.

А это моя неудача. Пробовала новое тесто-криво все-выкинула.

А это был случай) Как готовка ризотто с морепродуктами закончилась заплывом в ванной с этими самыми морепродуктами)) Ян урвал со стола пару "друзей" играл-играл, а потом спрашивает: "А ведь с ними можно в ванной поплавать?!" Пошла набирать ванну-я добрая мама. Визгу было! 
 Вот такой винегрет. Извините) И когда я научусь писать маленькие посты, но каждый день...

13 комментариев:

  1. Замечательный пост! Счастливый мальчик у тебя растет, Маш. И у него растет замечательная мамочка:)
    офф: у меня Димка почему-то не рисовал, хотя я тоже с ним проходила все эти этапы - полуфабрикаты-сам-сам-сам... Ну никак не хотел рисовать. А вот потом прорвало, начал чертить схемы, карты, пылесосы в разрезе:))) Но рисовать и раскрашивать так и не стал. Даже в школе рисует схемы и проекты:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А Ян тоже не жалует раскраски до сих пор, мальчишки чертежники-графики больше;) схемы "всяких машин которые умеют всё делать"(с) мы рисуем)).
      Точно ты сказала! Я расту как мама, каждый день, год за годом, этап за этапом..еще не известно кому сложнее и интереснее))

      Удалить
  2. Класс! Пост нравится! Все нравится! Вы с Яном молодцы, зря времени не теряете! По поводу воспитания не со мной говорить, я конечно, что-нибудь скажу, но без рубитенка как-то не с руки)))) Но себя помню, были периоды кода рисовала все подряд, когда что-то одно, иногда одинаковыми линиями, но разное, родители всегда поощряли.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ух ты, мне почему-то особенно приятно когда даже "безребятишным" нравятся такие про-детские посты)) Значит в точку;)

      Удалить
  3. Маша, молодцы вы! с буквами я поражаюсь просто! :))) у моих с буквами беда, никак не хотят ни учить, ни запоминать :((( уж по всякому пробовали. Надо мне может подумать-поискать другой подход... Мышонок понравился очень :))) Я вот так до сих пор и не нашла книги про глупого мышонка с красивыми иллюстрациями. Про рисовалки тоже как-нибудь напишу, сходили мы тут как-то на свою голову...:( все мысли о творчестве разделяю и поддерживаю.
    А с садиком к вас как? ходите?
    ну и ты - да, точно добрая мама! :) Я вроде тоже добрая, но мне бы где еще терпения добыть :) как-то часто стало его не хватать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну тебе этого терпения в 2 раза больше надо) а вообще да, иногда как найдет самоедство "Ну что же я за мать?! Одно название. Вот бы так да так, а я то разражаюсь, то походя.." Так что все нормально, ты не одинока;) Про буквы ну и не надо, раз не хотят, торопиться пока некуда. Придет время. Им пока другое интересно!
      В сад написали заявление, пока не ходим по разным причинам. Через пару месяцев картина будет яснее, да и Ян не побежал туда как я думала, пока ему дома интереснее, даже одному. А вы ходите?

      Удалить
    2. Маша, я тебе целым постом у себя ответила :)))))) Так давно что-то не писала ничего, что начирикала на одном дыхании.
      У меня тут на днях кстати был очередной приступ самоедства :))) Знакомо )
      Мои тоже ходят с явной неохотой :( Но у нас воспитатели мне не нравятся, разговаривают "громко", нифига с ними не делают :( Думаю им там банально скучно, ну и плюс они в шоке, что ими кто-то командует и что-то заставляет делать. Мы думали про частный сад, но на двоих нужно оч прилично денег платить. А они там болеют с такой же частотой как и в обычных садах, а деньги толком назад не возвращают за дни болезни. Вот раздумываю может попробовать куда их перевести, но у нас это сложно (только за немалькие взятки), все кругом переполнено, тем более 2 детей сложно приткнуть. И страшно, что сменим шило на мыло...

      Удалить
  4. А мы тоже многое всякое рисуем, творим.... Сейчас вот елки из теугольников.... Вчера целый лес вырос.... Мне поучаствовать не разрешила...
    Я люблю, когда это делается на доске (фломастеры или мел. смотря, как повернуть).
    В детские изостудии не ходим. Творим сами. Не хочу, чтоб ребенку устанавливали в этом рамки. Стараюсь сама задавать какое-то направление, а там дочка сама творит дальше.
    Вот меня удивила картинка из студии, где дети отдельно рисовали фон. А почему не дать ребенку цветную бумагу для рисования? Вот мы в прошлом году снеговиков рисовали отпечатком ладошки - белая гуашь на голубом фоне. Супер получилось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, мы тоже рисуем на цветной бумаге. Думаю и в студии рисуют, не в этом вопрос;)
      Вот и я решила повременить с изостудиями..или просто пока не нашла то, что хотела.
      А вы молодцы! Снеговиков в этом году мы пока только настоящих лепили))

      Удалить
  5. Маш, так имнтересно. Теперь буду знать как и что рисовать с сыном. А то с дочкой мы как-то не то рисуем. Злата рисует людей(сама не люблю людей рисовать). Очень рано дали ей восковые карандаши и она малюет. Расскрашивает. Ходим в школу. У нее есть рисование. Интересно ей . 2,10 рисовала красками деревья. Листву рахноцветными пятнышками. Потом прорисовывал листики. Сомой не верится, что может ребенок так рисовать. У них на всех предметах есть часть урока посвященного рисованию. Каждый учебный день 3-4 рисунка-расскраски.

    А садик у нас пока откладывается. Но что-то не она, не я не особо туда рвемся. Школа 3 раза в неделю меня и ее вполне пока устраивает. Поживем увидим)

    ОтветитьУдалить
  6. Маш, очень интересно было читать. Дочке 1,5, рисуем примерно с года. Ну как рисуем, малюем конечно просто пока, но ребенку нравится. Я сначала пыталась рисовать ей кружки, треугольники и проч., но вовремя поняла, что это ни к чему)Очень любит рисовать кисточкой, нравится макать кисточку в воду, размешивать краску.А самое любимое - это рисование в ванной пальчиковыми красками, очень красиво получается, когда она рисунки свои мокрой ручкой размазывает))
    Второй день раскрашиваем и рисуем елки, вчера рисовали ладошками, сначала насторожилась,когда ладошку ей краской мазала, а потом с таким удовольствием ляпала))Без бодиарта конечно не обошлось)А сегодня дала ей нарисованную мной елку,раскрашивать Викуле тоже понравилось)
    Очень хочется попробовать лепить, но пластелин нам пока опасно, думаю вот про соленое тесто...
    Ух..ну и накатала...Маш, прости)Выговорилась)

    ОтветитьУдалить
  7. Забыла сказать о алфавите. Папа ей подарил букварь в 1,5 года. Она с того времени любит читать про Буратино. И захотелось ей буквы учить. Вот и бегала за мной с этой большой книгоиздатель и кричала " мама, буки!" и в итоге в 1 год и 8 мес она знала весь алфавит. Но как родился сын, мы позабросили учебу. Да и школа на румынском языке. У нее в голове каша такая. Говорит на русском, а вклинивает слова на румынском и английском)
    Соленое тесто любит, но лепить еще нравится из пластилина play doh. Мы ко дню рождения подарили набор с формочками, так она час может возиться с ними) обычный пластилин мне не нравится. Может просто на плохое качество нарываюсь.

    ОтветитьУдалить
  8. а я просто молча читаю и восхищаюсь... )))

    ОтветитьУдалить